Единство в различиях: вектор развития
Московской стратегии до 2030 года.

XI Международная научно-практическая конференция

30 ноября 2023 г.

Предложения по внесению изменений в Стратегию национальной политики Москвы.

Участникам конференции предлагается проголосовать по ключевым пунктам изменений
1. Развивая основные положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2030 года и являясь одним из инструментов ее реализации, настоящая Стратегия в то же время представляет собой самостоятельный документ стратегического планирования национальной политики на региональном уровне с учетом культурных, исторических и национальных особенностей города Москвы.
Вносится предложение об увеличении перспективы развития Стратегии до 2030 года
2. Настоящая Стратегия носит комплексный, межотраслевой, социально ориентированный характер и интегрирует вопросы миграционного, адаптационного, регионального, демографического, международного, культурного, молодежного, правового, информационного направлений национальной политики, обеспечения безопасности, соблюдения интересов москвичей и направлена на развитие потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации).
Вносится пункт о комплексном, межотраслевом, социально ориентированном характере Стратегии.
3. Город Москва – столица России – является субъектом Российской Федерации с многонациональной структурой населения, на территории которого проживает более 13 млн человек, представляющих не менее 180 этнических общностей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья. Абсолютное национальное большинство москвичей – русские. Значительную долю городского населения составляют татары, армяне, украинцы, азербайджанцы, узбеки, евреи, грузины и таджики. Остальные национальные группы составляют менее 0,1 процентов населения. Кроме того, в городе Москве единовременно находится до 1,5 млн. иностранных граждан. В столице Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют свою деятельность несколько сотен национальных общественных объединений и более 80 национально-культурных автономий.
Вносятся актуальные данные по количественному и национальному составу населения в городе Москве
4. За период реализации настоящей Стратегии с 2016 года достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в городе Москве, как и в Российской Федерации в целом. По итогам социологических опросов большинство жителей города Москвы настроены на сотрудничество с людьми других национальностей и оценивают межнациональные отношения как стабильные и спокойные.
Вносится пункт о позитивных результатах реализации Стратегии с 2016 года и оценке жителями города межнациональных отношений как стабильные и спокойные.
5. Большее внимание в разработке и реализации национальной политики уделяется работе на местах, а сама система национальной политики последовательно выстраивается по вертикали путем включения в нее нижних уровней власти: муниципальных округов и поселений.
Вносится пункт о смещении акцентов в реализации национальной политики на работу на местах.
6. Наряду с последовательным выстраиванием системы разработки и реализации национальной политики на местном уровне на каждом из них в последнее время создано 146 местных совещательных органов по вопросам межнациональных отношений и миграции. Они организованы при управах в каждом городском районе и поселении столицы, что позволяет более оперативно влиять на ход осуществления национальной политики именно на нижнем уровне.
Вносится пункт о создании местных совещательных органов по вопросам межнациональных отношений и миграции при управах в каждом городском районе и поселении столицы.
7. Важнейшим культурно-просветительским и научно-методическим центром в сфере реализации национальной политики выступает Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Московский дом национальностей» (далее – ГБУ «МДН»). В его составе создан Общественный совет. Заключены соглашения о совместной деятельности с более 100 общественными и национально-культурными организациями, действующими как в городе Москве, так и в других регионах. Ежегодно ГБУ «МДН» проводит более 800 мероприятий, позитивный опыт которых активно заимствуется по всей стране.
Вносится пункт о признании ГБУ «Московский дом национальностей» важнейшим культурно-просветительским и научно-методическим центром в сфере реализации национальной политики.
8. Все большее влияние на состояние и развитие национальной политики города Москвы и страны в целом оказывает фактор повышения роли крупнейших городских агломераций, к числу которых относится город Москва. Это требует более внимательного учета специфики межнациональных отношений в городе Москве как региона с высокой миграционной активностью, центра «маятниковой» миграции, со сложным этническим и религиозным составом населения. Особую роль при этом играет Соглашение между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона от 15 февраля 2018 г.
Вносится пункт о стратегическом развитии Москвы и Московской области как единой агломерации.
9. В современных условиях миграция становится важнейшей проблемой не только национальной политики как таковой, но и общественной политики города в целом, во многом формирующей мировоззрение москвичей по широкому спектру межнациональных отношений. Этим вызвана определенная настороженность, которую проявляют жители города Москвы к представителям отдельных этнических и религиозных групп населения, различного рода опасения в связи с наличием в городе Москве большого числа мигрантов. Данный фактор может привносить некоторую напряженность в отношениях между отдельными этническими группами, вовлеченными в неурегулированные межнациональные и межрелигиозные конфликты в России и за рубежом.
Вносится пункт о миграции, как о важнейшей проблеме в национальной политике и в жизни города в целом.
10. Значительная неопределенность результатов деятельности по адаптации иностранных граждан к московской и общероссийской среде в целом, сохраняющиеся риски к формированию в стране и городе обособленных языковых и культурных сообществ (этнических анклавов).
Вносится пункт о сохраняющихся рисках формирования этнических анклавов.
11. Проведение Специальной военной операции, выполнение во взаимодействии с органами государственной власти и институтами гражданского общества задачи по интеграции новых территорий в единое этнополитическое и этнокультурное пространство Российской Федерации.
Вносится пункт о задаче по интеграции новых территорий в единое этнополитическое и этнокультурное пространство Российской Федерации.
12. Реализуемая в ряде зарубежных стран политика русофобии, отмены тысячелетней истории и культуры наших народов, ставшиеся повседневной практикой преследование русских по национальному признаку (что равнозначно проявлению современного расизма), проведение курса на «деколонизацию» нашей страны. Целенаправленная политика определенных стран и политических сил по подрыву внутринационального единства москвичей разной этнической принадлежности, в связи с проведением Специальной военной операции.
Вносится пункт о политике русофобии реализуемой в ряде зарубежных стран по подрыву внутринационального единства москвичей разной этнической принадлежности.
13. Создание условий для социальной и культурной адаптации мигрантов, содействие интеграции мигрантов в городское сообщество, активизация изучения ими русского языка, приобщения мигрантов к ценностям, культуре и традициям москвичей, в том числе с использованием возможностей столичной системы образования.
Вносится дополнение в пункт о социальной и культурной адаптации мигрантов, как одного из направлений национальной политики города Москвы. Акцент на содействии интеграции мигрантов в городское сообщество.
14. Совершенствование деятельности общественных, консультативных, молодежных и иных, тематически близких национальной политике совещательных органов в административных округах города Москвы и районах города Москвы. Выстраивание эффективной системы консультативных и совещательных органов на уровне поселений и муниципалитетов.
Вносится пункт в направления и задачи национальной политики города Москвы о выстраивание системы консультативных и совещательных органов на уровне поселений и муниципалитетов.
15. Формирование механизмов выявления, учета и реализации интересов москвичей в рамках национальной политики города Москвы.
Разработка и внедрение в практику работы органов исполнительной власти города Москвы, паспорта районов, содержащей сведения об этнодемографических, миграционных, общественно-политических и экономических процессах на локальных уровнях (район, поселение, муниципалитет, квартал, дом/объект), формирование на этой основе комплексной оценки влияния социально-экономических и миграционных процессов на изменение национального состава и характер межэтнических отношений в городе Москве в целом.
Вносится пункт в направления и задачи национальной политики города Москвы о внедрении в практику работы органов исполнительной власти города Москвы паспорта районов, как инструмента оценки миграционных процессов и характера межэтнических отношений в городе.
16. Совершенствование обучения и воспитания в образовательных организациях в целях формирования устойчивого интереса обучающихся к тематике этнокультурного разнообразия и историко-культурного наследия для сохранения этнокультурного многообразия российской столицы наряду с уважением к ее цивилизационному наследию, российской истории и культуре.
Поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи и формирование у них межкультурной компетентности.
Вносятся пункты в направления и задачи национальной политики города Москвы о мерах по стимулированию у молодежи интереса к тематике этнокультурного разнообразия и формированию межкультурной компетентности.
17. Реализация национальной политики в сфере миграции, содействие адаптации мигрантов и их интеграции в городское сообщество при уважении интересов и традиций москвичей. Приоритетный учет при реализации миграционной политики, прежде всего, интересов и потребностей москвичей, важности вопросов обеспечения их безопасности, интересов в социальной сфере, на рынке труда, общественной жизни.
В направления и задачи национальной политики города Москвы предлагается новая редакция пункта о приоритете интересов москвичей в части их безопасности, интересов в социальной сфере, на рынке труда, общественной жизни.
18. Осуществление программ по созданию в странах исхода основного миграционного потока в Московскую агломерацию специализированных миграционных центров для проведения оргнабора по конкретным направлениям трудовой деятельности мигрантов.
Вносится пункт в направления и задачи национальной политики города Москвы об организации набора иностранной силы в странах исхода.
19. Решение вопросов наделения органов государственной власти города Москвы полномочиями в сфере политики по адаптации и интеграции иностранных граждан.
Пункт вносится в направления и задачи национальной политики города Москвы.
20. Подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации журналистов, освещающих вопросы реализации национальной политики Москвы, в том числе среди журналистов зарубежных русскоязычных средств массовой информации.
Создание Единой системы информационных ресурсов национальных объединений и землячеств с целью формирования благоприятной информационной среды.
Организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия.
Вносятся пункты в направления и задачи национальной политики города Москвы о конкретных мерах по информационному обеспечению реализации национальной политики города Москвы.
21. Содействие сохранению и развитию национально-культурного потенциала и традиционных духовно-нравственных ценностей народов, проживающих в городе Москве.
Вносится пункт о включении в Стратегию положений о традиционных российских духовно-нравственных ценностях (Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 г. № 809)
 
Укажите пожалуйста контактную информацию (по желанию), чтобы мы могли связаться с вами для уточнения ответа.